e29516cf

Синдром отличника: почему отличники в школе или универе часто не такие, как все?

Дайте ошибиться: чем плох «синдром отличника»

Родители тревожатся, когда ребёнок получает в школе «двойки», много шалит и веселится, мало времени уделяет учёбе. Достаточно редко любящие мамы и папы переживают, что их чадо много сидит за книжками, не нарушает дисциплины и вообще — «отличник». Стоит ли волноваться, если ребёнок дотошно выписывает каждую букву и очень расстраивается, что линия никак не поддаётся?

Многие взрослые любят смотреть на старательных детей.

Источник: Tim Pierce

Пятиклассница Ниночка всегда сидит за первой партой среднего ряда. Даже если парту вероломно захватил одноклассник Женя, Ниночка дипломатично объясняет, что ей нужнее: за первой партой учительница её видит лучше, ответ слышит четче, а головы Мишки и Вовы не заслоняют разбор предложения на доске.

Ниночкины тетради всегда в идеальном состоянии: домашняя работа написана каллиграфично, цифры парадно выстроены, а после каждого диктанта красуется учительское «Молодец». Казалось бы, «аккуратное детство» Нины ничто не может испортить. Но в конце прошлой четверти девичьим слезам не было предела.

Обратите внимание

И это не горечь первой любви и не обидное Женькино кривляние. Причиной истерики Ниночки стала единственная «четвёрка» по математике за четверть, которая никак не согласовывалась с рядом стройных «пятёрок» по остальным предметам.

Папа, преподаватель мехмата МГУ, не понимает, как можно учиться не на «отлично», тем более по математике.

Ваша успешность может вдохновлять детей, но не должна быть мерилом их собственных достижений.

Источник: plan59.com

Трудности великих учёных

Дима сейчас в 11 классе, готовится к поступлению на «Международную экономику». Помимо ежедневной учёбы в школе, уроки в которой не заканчиваются раньше 16.

00, Дима дважды в неделю ездит на курсы при университете («чтобы сдать внутренний экзамен на высший балл»), трижды занимается общественными науками («для поступления мне это не нужно, но меня хвалят за высокие результаты, я лучший в классе»), и четыре вечера отдано под тренировки в спортзале («моё тело должно быть идеальным»). График будущего абитуриента составлен грамотно: учёба чередуется со спортом, что должно снимать телесное и умственное напряжение, но по утрам Дима стал чувствовать усталость, в зеркале подросток часто видит бледное лицо с красными глазами, а воскресенья, отданные под личную жизнь, начинают казаться единственным шансом, чтобы выспаться. Дима сам выбрал такой ритм жизни, он хочет быть впереди. Всегда.

«Синдром отличника» — опасный симптом невроза. Иногда ребёнок может ошибаться, но стремление быть лучшим не позволяет реагировать на ошибку конструктивно.

Самооценка (особенно у подростка) начинает стремительно падать, иногда родители помогают этому пике всеми силами: «Ты же можешь учиться на «отлично»!», «Ты совсем перестал стараться!», «Ты хочешь расстроить нас с папой?», «Посмотри на нас, мы закончили школу с медалями, а вузы с красными дипломами, уж постарайся».

Жизнь героини мультфильма «Маленький принц» расписана заботливой мамой по минутам. Попробуй тут, дай себе поблажку ошибиться.

Источник: м/ф «Маленький принц», 2015

Как только ребёнок приходит в школу, его необходимо учить расстановке приоритетов, иначе детский организм не справится с тем количеством нагрузок, которые на него валятся.

Чтобы не сделать ребёнка жертвой нездорового перфекционизма, необходимо давать ему ошибаться и учить правильно (здраво!) реагировать на неудачу: «Не переживай, я тоже ошибаюсь, у меня тоже бывают сложные периоды», «Мы любим тебя, даже если ты в чём-то ошибся», «Что привело к ошибке, давай попробуем разобраться».

Об оценках и праве на ошибку

Мы привыкли, что в поддержке взрослых нуждаются, прежде всего, закоренелые «троечники» и «двоечники»: их нужно поддерживать в развитии мотивации, они должны научиться ставить себе более высокие цели и преодолевать трудности. Им необходимо иногда просто помочь разобраться с учебной программой, чтобы они перестали чувствовать себя «плетущимися в хвосте».

Важно

Но дети, которых обычно ставят в пример — целеустремлённые мотивированные отличники, «общественники» и спортсмены, — тоже нуждаются в поддержке взрослых. Им нужно научиться принимать совершённые ошибки как повод для роста, а не для разочарования в себе.

Рассчитывать свои силы: человеческие ресурсы ограничены, какими богатыми они бы ни были, и это абсолютно нормально. Получать удовольствие от процесса, а не только от результата — быть первым и лучшим.

Этому не научиться, если взрослые ждут от тебя только побед.

Когда подросток чувствует, что он защищён семьёй, желание доводить всё до нездорового предела отпадает, ему просто хочется расти и совершенствоваться, даже если что-то не получается.

6 апреля 2016, 15:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/let-make-mistakes

Синдром отличника, или почему троечники часто оказываются успешнее остальных

Когда веселая студенческая пора подошла к своему логическому завершению и пришло время устраиваться на работу, счастливые выпускники начинают с энтузиазмом пробовать свои силы на выбранном ими профессиональном поприще.

И если карьера тех студентов, которые постоянно списывали на экзаменах и выпрашивали у преподавателей тройки, вызывает оправданное беспокойство, то за судьбу круглых отличников все абсолютно спокойны, ведь их в три часа ночи разбуди и спроси любую тему с первого курса, они ее без запинки отчеканят.

Однако, ежегодные встречи одногруппников нередко показывают удивительные результаты: какой-нибудь раздолбай, вечно прогуливающий лекции и вытягивающий на «удовлетворительно» только комплиментами преподавателю противоположного пола, удачлив и успешен во всех сферах жизни, а вот занудная староста, знающая побольше некоторых педагогов, или не может найти себе работу, или вкалывает за копейки. Почему так происходит и что стоит за таким положением дел?

Студенческий период: какие приоритеты расставляют студенты?

У многих выпускников ВУЗов есть коллекция дорогих сердцу фотографий, просмотр которых вызывает улыбку и ностальгию по былым временам. Все студенческие вечеринки, встречи и события за годы учебы надежно зафиксированы для вечности и теплых воспоминаний.

Однако, среди завсегдатаев этих веселых компаний невозможно увидеть тех, кто неизменно просидел на первом ряду весь срок обучения. Отличники, как им и полагается, все ночи перед экзаменами зубрили билеты, пока их сокурсники открывали для себя жизнь и заводили друзей.

И как показывает опыт, такая отстраненная жизненная позиция таит в себе немалые опасности для отличника.

Жизнь ради оценки, или что пропускает отличник?

Нередко, студенты, готовые на все ради заветной пятерки, занимают отчужденную позицию в группе по отношению к остальным, и этому есть несколько причин. На многих имеют влияние родители, беспокоящееся о том, чтобы их ребенок думал только об учебе и ни с кем не заводил ни дружбу, ни отношения, способные плохо сказаться на успеваемости.

Некоторые сами по себе высокомерно относятся к сверстникам, считая их недостойными для своей умной персоны, чем отталкивают от себя окружающих. Есть и те студенты, которые испытывают трудности адаптации в коллективе. Блестящие успехи в учебе скрывают их неумение общаться с ровесниками, стеснительность и закомплексованность.

И пока основная масса учащихся ведет активную жизнь, находит интересные увлечения, получает полезный опыт и узнает мир вокруг, отличник полностью посвящает себя учебе, не замечая ничего, кроме учебников. Выйдя однажды из стен ВУЗа, он оказывается в реальности, к которой совершенно не приспособлен и без нужных навыков коммуникабельности.

И отдает конкурентное преимущество в реализации своих возможностей тем студентам, кто лишь пару раз за всю учебу бывал в библиотеке.

Золотая середина: совместить учебу и насыщенную жизнь вне стен ВУЗа

Чтобы студенческая пора давала не только перспективы для отличной карьеры, но и являлась ярким и продуктивным периодом в жизни, следует взять на вооружение несколько эффективных рекомендаций:

  • Не стоит зацикливаться на отличной оценке. Мир не рухнет, если в зачетке появится другая отметка, а лишь покажет, что студент – живой человек, а не бездушный робот;
  • Когда определенная оценка становится главной целью, малейший недочет воспринимается студентом чересчур болезненно и тяжело. Нельзя забывать, что у каждого человека есть право на ошибки, которые позволят стать опытнее и мудрее;
  • Мир не ограничивается учебными аудиториями. Он огромен и разнообразен. И студенчество – прекрасное время для того, чтобы пробовать что-то новое и искать себя;
  • Студенческие вечеринки – отличный способ найти друзей и от души повеселиться. Такие моменты не повторяются и не нужно лишать себя этих счастливых мгновений;
  • Многих людей первая любовь настигает именно в коридорах родного учебного заведения. Если все время смотреть в учебники, можно пропустить настоящее чувство, которое невозможно будет потом ничем заменить.

Студенчество – удивительный и замечательный отрезок жизни. Это время для того, чтобы мечтать и верить в чудеса. Период для искренних эмоций и головокружительного счастья. Пускай для каждого студента эта пора останется сладким сердцу воспоминанием.

Источник: https://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/blog/lichnoe-mnenie/sindrom-otlichnika-ili-pochemu-troechniki-chasto/

Синдром отличника или отличницы: что это и как от него избавиться

Синдром отличницы или отличника у многих в первую очередь ассоциируется с детьми, однако у взрослых он встречается не так редко, как можно было подумать.

Конечно, у разных людей это состояние выражено по-разному: кто-то не может уйти домой, не сделав задание начальника, а у кого-то оно превращается в буквальном смысле в образ жизни.

Все, начиная с внешнего вида и заканчивая положением в карьерной лестнице, должно соответствовать самым высоким оценкам, а любая ошибка или даже небольшая оплошность воспринимаются как полный провал. В этой статье мы поговорим о том, почему такой подход не всегда хорош и как от него избавиться.

Важный момент: мы не будем затрагивать такие темы, как профилактика такого состояния еще в детском возрасте и то, как не дать сформироваться синдрому отличника.

В центре нашего внимания – синдром отличника у взрослых и борьба с уже имеющимся состоянием. И еще одна ремарка. Некоторым свойственно считать, что понятие «синдром отличника» и «перфекционизм» полностью совпадают.

Мы не согласны с такой точкой зрения, подробнее об этом – в последней части материала.

Синдром отличника: описание и особенности

Говоря о таких состояниях, в большинстве случаев мы будем вести речь о синдроме отличницы (в нашем случае – у взрослых женщин). Он действительно чаще встречается у дам, хотя и мужчин порой не обходит.

В любом случае причины возникновения и методы борьбы, как правило, от пола не зависят. А начинается данный синдром обычно в детстве: в конце дошкольной – начале школьной поры.

В это время синдром отличника зачастую не воспринимается родителями как что-то плохое: прилежная девочка или прилежный мальчик стараются получать только пятерки. Что тут не так?

Совет

А то, что порой это излишнее стремление достигать исключительно превосходных результатов закрепляется и начинает проецироваться на взрослую жизнь. Для кого-то данное состояние ограничивается только работой (как логичным продолжением учебы), но некоторые распространяют его на все стороны жизни.

Например, дама с синдромом отличницы может полагать, что любовь супруга напрямую зависит от идеального порядка в доме, а благосклонность начальника автоматически следует за своевременным и прекрасным выполнением заданий.

Таких людей не устраивают никакие результаты, кроме идеального (из-за чего порой и встречается мнение, что синдром отличника идентичен перфекционизму).

Из-за подобного подхода человек неоправданно много времени, сил и нервов тратит на достижение отличного результата даже в тех сферах, где подобная активность в целом не целесообразна.

Из-за этого возникают трудности в отношениях с друзьями, близкими, коллегами, у человека остается меньше свободного времени, наблюдаются проблемы с достижением целей и т.д.

Некоторые обладатели синдрома отличника (как и некоторые перфекционисты) боятся браться за новые дела или ставить себе смелые цели, так как слишком опасаются не добиться идеального результата (а ничто другое результатом не признается).

Впрочем, нельзя сказать, что у этого состояния есть только недостатки. Изначально в нем лежит правильный посыл: делать работу максимально хорошо.

Обратите внимание

В зависимости от личных характеристик своего обладателя, этот синдром означает ответственность, дотошность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов и многие другие полезные в работе и личной жизни качества.

Поэтому от него не стоит полностью избавляться – важно взять его под контроль. Об этом мы расскажем чуть ниже.

Читайте также:  Навыки хорошего работника: какие навыки нужно иметь менеджеру, руководителю, продавцу и т.д.?

Причины возникновения синдрома отличника

И хотя мы обещали в рамках данной статьи не говорить о детях, совсем обойтись без них все же не получится.

Дело в том, что закладывается это состояние именно в детстве, поэтому нам придется обратиться к нему, чтобы разобраться в возможных причинах возникновения синдрома отличника.

Зачастую синдром отличника – лишь следствие определенных проблем и/или установок, и бороться с таким следствием без работы над первопричиной если не бесполезно, то определенно менее эффективно.

Родительско-детские отношения

Надо отметить, что данное состояние может появиться из-за самых разных факторов, и большая часть из них (хотя не все) связаны с родительско-детскими отношениями и особенностями воспитания. Например, кто-то по тем или иным причинам считал, что родительская любовь зависит только от успеваемости, или старался отличными оценками привлечь внимание матери и отца.

Порой родители прямо заявляют чаду, принесшему плохие, по их мнению, оценки, что его не любят, что он плохой и т.д. При этом под плохими отметками могут подразумеваться не только двойки или тройки, но и четверки или даже пятерки с минусом. Ведь и сами родители могут считать, что любой невысший результат это не результат вовсе, и прививать данную систему оценок своему ребенку.

Порой к этому синдрому приводят физические (или нефизические) наказания за плохие, по мнению родителей, отметки (и здесь отметим, что при таком раскладе синдром отличника может быть еще не самым плохим «наследством» подобного воспитания).

Впрочем, невысказанные прямо, но все равно видимые ребенком разочарование или неудовольствие мамы или папы, бабушки или дедушки иногда действуют не хуже, чем произнесенные вслух упреки.

Кого-то слишком активно пугали последствиями плохих отметок или излишне преувеличивали важность отличной учебы, напрямую связывая ее с дальнейшей успешностью.

Подчеркнем, что практически для всех описанных выше случаев очень важны слова «слишком» или «очень», причем с учетом восприятия данного конкретного ребенка. Некоторым детям можно ежедневно читать лекции о том, как важно хорошо учиться, но они продолжат обучение в том режиме, в каком посчитают нужным.

Важно

Другие же под давлением родителей или иных факторов принимают систему, в которой только отличный результат считается результатом, все остальное – плохо. Стоит подчеркнуть, что порой формирование этого синдрома получается из лучших побуждений действительно заботливых родителей.

А иногда – из-за того, что они пытаются воплотить в детях то, чего не удалось им самим. Но это только часть возможных вариантов.

Особенности характера и мировосприятия

Как бы некоторым ни хотелось свалить все на родителей, некоторые причины возникновения синдрома отличницы или отличника связаны скорее с особенностями самого человека, и влияние матери, отца или других родственников было достаточно опосредованным.

В частности, для части подверженных синдрому отличницы или отличника еще в школе актуальным стал простой и понятный шаблон: «Я должен(-на) учиться на отлично, а раз я учусь на отлично, значит, у меня все в жизни будет прекрасно».

Такой ребенок воспринимает мир в черно-белом спектре, с четким разделением правильных и неправильных поступков, руководствуясь установкой, что за правильными поступками автоматически следует счастливая жизнь, за неправильными – наказания и проблемы.

В самом юном возрасте мир и должен восприниматься именно таким, однако с течением времени мы начинаем понимать, что черно-белая правильно-неправильная парадигма не всегда работает, поэтому большинство ее модифицируют, «разбавляя» полутонами и оттенками.

Другие же стараются вписать окружающую действительность в черно-белые рамки, и синдром отличника способен в этом помочь. Такой подход может сохраняться и во взрослой жизни, в первую очередь из-за его удобства и простоты: он отметает все неопределенности и т.д.

Еще одна причина возникновения синдрома отличника: низкая самооценка и/или желание доказать всем, что ты лучше всех.

В рамках школы таким доказательством могут быть прекрасные отметки, особенно если продемонстрировать одноклассникам, учителям или все тем же родителям свою «крутость» в других сферах не получается. Учеба способна стать тем спасительным коконом, за которым ребенок чувствует себя в безопасности.

И чтобы этот кокон оставался прочным, важно учиться только на отлично. Соответственно, во взрослой жизни таким же коконом становится работа, хобби и т.д., а подход к ним не изменяется: все должно быть только идеально.

Совет

Также под этим синдромом маскируется неумение принимать критику, работать над ошибками: ведь если работа и так прекрасна, то критиковать/исправлять будет просто нечего.

Впрочем, часто причина и следствие меняются местами или образуют замкнутый круг. «Отличники» не привыкли получать критику, так как в большинстве случаев делают работу даже слишком хорошо.

Из-за этого все критические высказывания (даже объективные) рассматриваются ими как нападки и/или как придирки.

Зачастую осознание истинной первопричины, а тем более работа над ее исправлением бывают довольно проблематичными, и без помощи специалиста справиться с этим могут не все. Поэтому если вы действительно хотите унять в себе безотчетное стремление только к отличным результатам, при необходимости не стесняйтесь обращаться к психологам.

Как взрослым избавиться от синдрома отличницы или отличника?

Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно. Эта модель поведения с вами практически всю сознательную жизнь – просто так ее не изменить, но скорректировать ее, взять над ней контроль все же можно.

Как мы говорили, очень важно работать с первопричиной. Именно это мы бы и назвали первым шагом к тому, как избавиться от синдрома отличника, а точнее, взять даваемые им преимущества и минимизировать недостатки.

Кроме того, существует ряд универсальных советов, которые наверняка будут уместны вне зависимости от конкретной причины.

Прежде чем переходить к ним, сделаем одну ремарку. Если для вас синдром отличника распространяется не только на работу, но и на личную жизнь, именно в рамках последней мы и предлагаем ставить эксперименты. Как правило, в таком случае поле для них шире, а ущерб (здесь мы имеем в виду как возможный реальный ущерб, так и ваше внутреннее восприятие получаемых результатов) – гораздо ниже.

Добейтесь неотличного результата

Многие люди с выраженным синдромом отличника (а особенно отличницы) стараются делать все безупречно даже во вполне бытовых ситуациях – аккуратно разложенная одежда, строгий, подобающий дресс-код, натертая до блеска посуда. Если это про вас, начните избавляться от синдрома отличника с того, чтобы привнести в домашнюю жизнь элемент неправильности.

Например, не раскладывайте носки по парам и по цветам, пропустите одну уборку в квартире, накрасьте один глаз чуть не так, как второй. Вы увидите, что от этого абсолютно ничего не поменялось – не изменилось отношение людей к вам, не преобразилась суть вашей работы, распорядок дня и т.д.

Увеличивайте количество таких бытовых «неправильностей», переходя от совсем мелких к более крупным.

Научитесь снимать с себя ответственность

«Хочешь сделать хорошо – сделай это сам». В целом это прекрасный принцип, однако из-за него носители рассматриваемого синдрома не могут просто перепоручить кому-то задачу, а обязательно все перепроверяют и часто – переделывают.

Конечно, в некоторых случаях это действительно необходимо, например, если практикант помогает вам с важным отчетом для клиента, но не до конца разобрался в задаче. Однако наверняка в вашем списке перепорученных/делегированных дел есть такие, где реальной нужды в переделке нет – это вы хотите довести все до идеала.

Именно на таких задачах и стоит учиться снимать с себя ответственность, а точнее – перестать доделывать за другими их работу, чтобы она начала отвечать вашим слишком высоким стандартам. Не перемывайте посуду за мужем, не перевытирайте пыль за ребенком, не переделывайте неважную работу за подчиненными.

Этот способ не только сэкономит время, но и также привнесет в вашу жизнь кусочек чего-то, не столь идеального с вашей точки зрения. И опять же, вы воочию увидите, что мир от этого не рушится.

Разрешите себе ошибаться

Вы наверняка слышали такие фразы, как «Человек имеет право на ошибку», «Человеку свойственно ошибаться» и т.д. Тем не менее люди с синдромом отличника почему-то полагают, что их этого права и свойства лишили, и любая их ошибка воспринимается как катастрофа.

Доказать самому себе, что это не так, можно, например, начав учиться чему-то совершенно новому. В этом случае вы вряд ли сможете обойтись без ошибок и на практике убедитесь, что в них нет ничего страшного – это закономерный этап обучения.

Обратите внимание

Поэтому если вы всегда хотели заняться творчеством, получить второе высшее, научиться танцевать или овладеть каким-либо иностранным языком, исполните свое желание и заодно помогите себе избавиться от синдрома отличника.

Ведь иное отношение к ошибкам в новой выбранной вами сфере способно послужить глобальному переосмыслению своего отношения к ним. Также почаще вспоминайте одну из установок НЛП: «Нет ошибок, есть обратная связь».

Научитесь работать с критикой

Как уже говорилось, порой синдром отличника тесно связан с неумением должным образом принимать критику. «Я все делаю отлично – и точка» – если такой подход про вас, вам стоит поработать именно над умением принимать критику.

Это также позволит по-другому относиться к ошибкам и извлекать пользу из них и из советов того, кто их нашел, не превращая сам факт критики в катастрофу.

Конечно, как и избавление от синдрома отличника у взрослых, изменение отношения к критике наверняка потребует достаточного количества времени и усилий с вашей стороны, но результат, как правило, того стоит.

Ограничивайте время

Достижение идеального результата требует времени – большего, чем реально требуется для хорошего выполнения данной задачи. Помня об этом, ограничивайте собственные дедлайны (и не поддавайтесь искушению нарушить сроки – в этом может помочь закон Паркинсона).

Оставляйте столько, чтобы сделать работу хорошо и качественно, но не перебарщивая с идеалистичностью. Удачное выполнение нескольких таких хороших, но не идеальных работ на практике покажет вам, что далеко не все требуется делать «по высшему разряду», чтобы результат был вполне удовлетворительным.

(Напоминаем, что вначале стоит экспериментировать с не самыми приоритетными задачами – для данного совета это особенно важно.)

Расставляйте приоритеты

Определите для себя, какие конкретные цели на данный момент для вас приоритетнее: получить повышение или второе высшее образование, накопить на квартиру или на открытие собственного бизнеса, выучить иностранный язык и т.д.

Шлифуя до идеального состояния какую-либо работу, не относящуюся к вашим целям, почаще задавайте себе вопрос: не стоит ли остановиться прямо сейчас, чтобы сэкономленное время отвести на то, что для вас действительно важно? Подобная установка станет дополнительной мотивацией к тому, чтобы ограничивать время и делать работу хорошо, но не фанатично прекрасно.

Проследите за взаимосвязью

Жизнь – не всегда несправедливая штука, и часто нам очень не хочется над этим задумываться. Но порой взрослому человеку нужно снять упрощающие действительность розовые очки, чтобы избавиться от синдрома отличника.

Например, если вам кажется, что за прекрасным выполнением задач всегда следует благосклонность начальника, присмотритесь к себе и коллегам. Возможно, у вас перед глазами будут примеры того, как делающим работу хуже чаще дают премии или охотнее идут навстречу, при этом вас уже несколько раз обходили с повышением и т.д.

Впрочем, подобные примеры не обязательно должны быть депрессивными. В частности, друзья, вторая половинка и дети наверняка любят вас не за то, что ваша одежда всегда идеально выглажена, не так ли? Такая переоценка может стать дополнительной мотивацией к тому, что сбросить оковы синдрома отличника.

Однако хотим предупредить, что некоторым она дается весьма тяжело, ведь способна разрушить основы мировосприятия. Если вы не уверены в себе, не стоит проводить ее самостоятельно, а лучше делать это под «надзором» психолога.

Синдром отличника и перфекционизм. В чем различие?

Многие считают, что синдром отличника и перфекционизм это одно и то же. Во многом эти состояния действительно схожи, однако назвать их полностью идентичными нельзя из-за нескольких важных различий.

  • Перфекционист стремится к получению идеального результата, тогда как для подверженных синдрому отличника порой важнее признание – высокая оценка, похвала и т.д. Приведем пример из детства: контрольную по математике можно решить на 5, потому что вы отлично знаете материал, решили все задачи и безупречно оформили работу. Но есть и другой путь – списать у соседа. Человек с синдромом отличника может не чураться второго варианта, а для перфекциониста он не приемлем. Иными словами, перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с синдромом отличника – на результате и восприятии этого результата.
  • Подверженные синдрому отличника дети (а потом и взрослые) часто воспринимают задачу как соревнование, в котором они обязательно должны победить. При этом порой они не только придерживаются принципа «Все средства хороши» (см. выше), но и негативно относятся к «конкурентам». Перфекционист же большей степени думает именно о своей работе, а не о том, что у него есть коллега-соперник, которого нужно догнать и перегнать.
    Читайте также:  Дифференциальные уравнения для чайников: примеры решения диффуров (ду) в математике

    При этом, конечно, излишний перфекционизм так же мешает жизни, как и синдром отличника. Подробнее об особенностях этого состояния, о том, что такое паралич перфекциониста и как с ним бороться, вы узнаете в нашем материале.

  • Источник: https://experimental-psychic.ru/sindrom-otlichnika/

    Что такое синдром отличника и нужно ли с этим бороться?

    Автор: Евгения Климкович

    Приветствую вас, родители настоящих и будущих школьников. Готовы к новому учебному году? Или ещё нежитесь и наслаждаетесь отсутствием домашних заданий и необходимости по вечерам штудировать учебники и тетрадки? Скоро школа, а это «опять двойка», или у вас не так, и в дневниках живут исключительно «пятёрки»?

    Эх, сладкие грёзы родителей: ребёнок прилежный и аккуратный, тетрадки пестрят отличными отметками, дневник – благодарностями, лепота!  Казалось бы, что ещё нужно? Так вот не так-то всё просто, оказывается, иначе не задавались бы психологи вопросом, что такое синдром отличника и не ломали голову: лечить или пусть будет.

    Всегда первый, а надо ли?

    Лидерские качества у ребёнка закладываются ещё с детсадовского возраста, когда среди прочих он всегда стремится быть первым. К этому, в первую очередь, подталкивают его родители, ежедневно делая прививку под названием «Ты лучший!»

    Это, конечно, не плохо, кто-то должен быть вождём и размахивать красным флагом. Но ложка дёгтя должна ж быть, вот вам наше любимое: всё хорошо, что хорошо в меру.

    Отличник (девчонки, кстати, страдают этим синдромом чаще) – вроде бы подарок и для родителей, и для учителей. И лучший в классе, иногда в школе, и олимпиады он выигрывает, и во всех конкурсах участвует.

    Важно

    В начальной ступени такой обожаемый педагогами и одноклассниками ученик – просто звезда, излучающая боготворящий свет: все хотят быть с ним рядом, сидеть за одной партой, зовут на праздники, его бесконечно ставят в пример, родители советуют с ним дружить. В общем, памятник при жизни осталось поставить, да и только.

    Зачастую, если отношения в классе не складываются по причине несносного характера отличника, дети – «ботаники» подвергаются издёвкам со стороны одноклассников, потому что для них он странный. Почему?

    Обычные дети, получив за контрольную «тройку», радуются: сдал! Если повезло «скатать» на заветную «четвёрку», то практически крылья вырастают.

    Что делает зацикленный на отметках отличник, когда не справился? Правильно, рыдает! Потому что не смог, потому что не дотянул, потому что родители дома скажут: «Плохо, а мог бы!» Сначала сверстники отличников жалеют, а потом чужие беспочвенные слёзы им надоедают, и они начинают смеяться, покручивая пальцем у виска.

    Рисуем портрет с синдромом отличника, или что в нём не так?

    Слёзы по причине иных кроме «пятёрок» отметок, — это лишь цветочки. Ягодки отличной учёбы очень даже ядовиты. Если ребёнок и вправду зациклен на получении только «пятерочных» результатов и исключает в своей жизни все ошибки, видя только учёбу светом в окошке, то психология отмечает у таких детей симптомы, свойственные болезни.

    • Эмоциональная неуравновешенность. Если успехи отличника оставили без внимания, то это может быть причиной детской истерики с горючими слезами. Похвалы он ждёт от выполнения им любых действий, даже от домашних дел, которые в принципе должны быть прямой обязанностью.
    • Плавающая самооценка. Отличник то начинает проявлять излишнюю самоуверенность, то начинает сомневаться, сможет ли.
    • Ревностное отношение. Ко всему, что связано с чужими успехами. Радость появляется на лице в ответ на чужие неудачи. Отличник не готов делить пальму первенства.
    • Отличная оценка любыми путями. Ребёнок начинает прибегать к любым способам, чтобы заполучить заветную «пятёрку», в том числе к хитрости, оговору и обману.
    • Страх сделать ошибку. Он приводит к неумению справляться с препятствиями и эффекту «обратного результата»: зная прекрасно тему, отличник вдруг получает неудовлетворительную отметку, потому что побоялся написать неправильный ответ.
    • Постоянно напряжённое состояние. Отличник не имеет права что-то забыть и не сделать, причём обязан выполнить это не только правильно, но и лучше всех.

    «Быть или не быть?» — даже не вопрос

    Подобного рода неврозы, при которых навязчивое желание всегда получать «пятёрки» никак не выходит из головы, многие считают детским диагнозом, и напрасно.

    Взрослые страдают необходимость «быть первым», делая что-либо исключительно «на отлично», нисколько не меньше, и кроется это в далёком детстве. После окончания школы убеждённые отличники оканчивают на «пятёрки» университеты, защищают докторские степени, получают гранты. Всё складывается, как запланировано и когда-то запрограммировано родителями, иначе быть не может.

    «Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица…». Что плохого? Ничего, если это не самоцель! В противном случае придётся искать способы, как от этого синдрома избавиться, а бороться придётся – тут просто без вариантов.

    Зачастую жизнь отличников превращается в бесконечную гонку под девизом: «Я смогу, я лучший!». Идеалисты теряют отношения с друзьями и близкими, так как для того, чтобы держать марку, требуется немало времени.

    Из 25 часов в сутки 24 отличники готовы посвятить работе, и лишь несуществующий час – родным. Не так-то просто им создать семью: необходимо найти место, где растёт такой же отличник, а другие просто не соответствуют заявленным требованиям.

    Настырная практика твердит, что лишь малая часть отличников приспособлена к жизни, а у заядлых «троечников» добиться успехов в карьере и личной жизни получается гораздо лучше. Почему так? Да просто невозможно быть идеальным во всём без исключений, где-то надо поднять руки вверх и сдаться, чтобы жизнь не превратилась в сплошной экзамен.

    Как бороться с отличником?

    В психологии, которая имеющих признаки синдрома отличника людей по-научному называет перфекционистами, в своих кладовых имеет несколько дельных практических советов. Подходят они и совсем юным, и уже повзрослевшим зациклившимся «пятёрочникам».

    • Найдите хорошие качества помимо отличной учёбы или работы и хвалите за наличие этих качеств.
    • Не забывайте расслабляться. Совместное времяпровождение с друзьями позволит временно забыть о делах, которые иногда и вправду могут подождать.
    • Дайте понять, что отношения с родными людьми строятся отнюдь не на наличии «пятёрок» в дневнике и премий от босса за отличные результаты. Близкие любят даже тогда, когда вы не смогли соответствовать чьим-то ожиданиям.
    • Разделяйте дела по степени важности, приучая ставить самые важные жизненные ценности на первый план. Помимо оценок результатов труда, есть еще и любовь, дружба, семья.
    • Вычеркните из словарного запаса «Ты должен лучше!» и «Почему не пять?»

    Следующее видео станет отличным дополнением к рассматриваемой в статье теме. Смотреть обязательно)

    Вот такая она, отличая учёба, может затянуть в свою трясину «по самые уши». А у вас есть дома отличник? А может он давно перфекционист, а вы и не задумывались? Вот вам и тема для размышления! Непременно жду от вас комментариев. Давайте учиться на «пятёрки» с энтузиазмом, но без фанатизма!

    Всего вам доброго!

    Евгения Климкович.

    Источник: http://shkolala.ru/zdorove-shkolnika/chto-takoe-sindrom-otlichnika/

    Отличники-неудачники

    ?shakkar (shakkar) wrote,
    2015-11-06 10:01:00shakkar
    shakkar
    2015-11-06 10:01:00Category:

    Отличники всегда олицетворяли успех в школе.

    Отличник лучше всех знал предметы, помнил формулы (даже самые ненужные в жизни), он быстрее всех писал самостоятельные и контрольные работы, да и вообще был в авторитете среди учителей.

    И часто сам статус “отличник” обретал сакральные свойства: мамы готовы были положить на алтарь всё, лишь бы похвастаться на работе, мол, сынок-то у меня отличник!

    – Ну, пожалуйста!!! Ну, поставьте 5, я же старалась! Меня мама убьет дома, если по любимому предмету ее детства я получу 4((. Каждый из вас хотя бы однажды подобную картину в школе наблюдал.

    Это уже результат подмены понятий, когда из учеников делали гонщиков за “мыльным пузырем успеха”, с детства убеждая, что формальность может заменить суть! Детей приучают рыдать, упрашивать или унижать себя другими способами, лишь бы получить заветную отметку “Отлично”.

    И не понятно, “отлично” поставлено за знание, или за умение плакать и умолять?

    Совет

    Отличники еще со школьной скамьи привыкают из кожи вон лезть, «лизать» задницы руководителей (учителей), лишь бы достичь якобы успеха. Почему якобы? Потому что «пятерка» еще отнюдь не гарантирует ни наличие ума, ни, тем более, счастливого будущего. Отличники привыкают гнаться за «морковкой», придуманной для них кем-то, кто выше.

    За отметкой, похвалой, грамотой, золотой медалью (любая мама с удовольствием доплатит директору, если перспектива получения золотой медали станет ближе). Погоня за подобными трофеями занимает у отличника практически все свободное время и все пустое место в его голове.

    У отличников нет понятия “нравится”, есть понятие “надо”! Годами ребенок ломает систему своих ценностей, чтобы вписать в жизнь то, что ему совершенно не по душе, но сокрушит его статус отличника, если не впишется.

    10 лет своей жизни (большую часть жизни на момент окончания школы) человек отдает взамен на фальшивое признание! И какую-то цацку, любовно называемую “золотой” медалью!

    Отличники становятся прекрасными исполнителями. Они ответственны, усердны, трудолюбивы, пунктуальны и… Не хотят ничего большего. Боятся рискнуть ради большего.

    А также боятся произвести плохое впечатление. А это – идеальные качества для хорошего сотрудника в любой компании, особенно если компанией владеет двоечник.

    Тот самый придурок-двоечник, привыкший делать то, что ему по душе, не привыкший слушать кого-то только потому, что он «выше», не желающий плясать под чью-то дудку за придуманные для него «пятерки» и «грамоты». Еще этот человек довольно ленив для кропотливой и механической работы, поэтому он предпочитает сваливать такую работу на отличника. Сам же тратит время на более глобальные и творческие вещи, что позволяет ему постоянно расширять рамки деятельности.

    Любая неудача, а тем более – крупное поражение способно сломить отличника. Он ведь всегда был лучшим! И где что-то немного не получалось, учителя все равно снисходительно ставили ему «отлично». А в жизни, оказывается, все не так гладко.

    Источник: https://shakkar.livejournal.com/72628.html

    Чем грозит синдром(комплекс) отличника и почему он возникает?

    Илья Базенков

    Некоторые родители полагают, что детей,как сосуды, можно наполнить своиминесбывшимися мечтами и стремлениями.

    Майкл Николс(психолог)

    Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Иногда его еще называют комплексом отличницы, т.к. у женщин он встречается чаще. Объяснение простое. Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых, т.к. всеми силами пытается соответствовать их требованиям, быть всегда хорошим. Но во взрослом возрасте комплекс отличника может серьезно осложнить жизнь. 

    Суть синдрома (комплекса) отличника не в том, чтобы все всегда делать на отлично, а в том, что основная потребность – это получать хорошие отметки от окружающих.

    Один из часто встречающихся запросов к психологам: как избавиться от комплекса отличника?  

    Как перестать хотеть быть для всех хорошим, чтобы получить хорошую оценку себя?

    Сначала разберемся почему он возникает. Как родители и другие взрослые создают у ребенка синдром отличника. 

    Необходимым условием избавления от синдрома отличника является осознание его причин.

    Так как же взрослые способствуют формированию этого синдрома?

    Обратите внимание

    Ребенок пришел из школы.- Как дела в школе?- Я сегодня по истории четверку получил.- Как? Почему четверку, а не пятерку? Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает.

    Читайте также:  День влюбленных: история возникновения праздника, интересные факты

    Ребенок наводил порядок у себя в комнате.- А почему эту книжку на полку не поставил? Я тобой недовольна.Подросток вымыл посуду, но вот беда – на одной тарелке осталось пятно.

    – Плохо! Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил.

    А есть еще и другое. 

    Изо дня в день взрослые внушают ребенку, что он постоянно должен быть для всех хорошим, всегда идти навстречу другим, чтобы получить хорошую оценку себя. 
    Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома(комплекса) отличника у детей. Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других.

    Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека. 

    Но возникает он в детстве в результате общения взрослых (в первую очередь родителей) с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.  

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

    – повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная;

    – постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться;  
    – склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого;
    – неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих;
    –  первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать; 
    – застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных; 
    – постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих.

    Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях.

     ТИПИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА1. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками. И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить. 2.

    Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию.

    3. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи.

    Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу – «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому».

    4. Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него “совершенства”.

     Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте.

    Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом – стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе. 
    Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным – человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата. 

    А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими.

    Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных.

    Смысл его жизни – быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них.

    А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений. 

    Важно

    Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности.

    Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника.

    Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности. 

    Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется». 

    Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих.

    В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. НО ЭТО НЕ ТАК!

    Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах:1.Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека.2.Школьная успеваемость не является показателем интеллекта.

    Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. См. статью на нашем сайте

     “Интеллект, успеваемость и профессиональная успешность.”Выше было сказано, что предрасположенность к синдрому(комплексу) отличника может быть врожденной. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецирую собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть “идеальным родителем” в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.

    Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное – выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих. 

    А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем – повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить “пятерку” (и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний).

    Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его “шантажировать” своим здоровьем.

    “Ах, у меня из-за твоих отметок сердце разбаливается”, – говорит любящая мама или бабушка, даже не подозревая, что она этими словами формирует в ребенке.

    И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека.

    Совет

    Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается.

    Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого.

    Сделаешь ошибку – потеряешь любовь

    Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так».

    В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию.В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих.

    Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих.

    Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.

    Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе. 

    Как избавиться от комплекса отличника у ребенка?

    1. Хвалите ребенка не за отметки, а за результат.«Очень хорошо, что ты получил пятерку».«Очень хорошо, что ты справился с контрольной работой».Чувствуете разницу?2. Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко.

    3. Никогда не связывайте оценку результатов учебы(и не только учебы) с оценкой личности. 

    4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример.

    5. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.

    6.

    Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к  нему. Например: “Подумаешь тройка по математике, ну и что?” Только не надо обесценивать усилий ребенка по достижению результата, здесь, наоборот, важно ему показывать, что он молодец, даже если не выполнил все на 5+.  

    Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т.п.?

    Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?

    Обратите внимание

    1. Осознать. что ваши некоторые чувства, эмоции и поступки вызваны не реальной ситуацией, а опасениями не понравиться окружающим, не оправдать их ожидания. Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей.

    2. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на “отлично”? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают.

    3. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда. 

    4. Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. поставить свой комплекс отличника под контроль сознания.

    5. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех. 

    6.

    Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать.

    Самое трудное в избавлении от комплекса отличника – это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих.

    Кстати, эти ожидания мы часто сами и выдумываем. Человек с синдром отличника приписывает окружающим что-то, чего они якобы от него ожидают. Он считает, что если делать всегда хорошее окружающим, то и они будут отвечать ему тем же. 
    Вот только в жизни так бывает далеко не всегда. Да и почему другие люди должны оправдывать ваши ожидания? Откуда растут ноги этого убеждения? Не из нашего ли детства, когда нам внушали, что надо всегда быть хорошим, причем для всех? 

    Человек с синдром отличника часто не может начать делать что-то новое или закончить начатое. Причина простая. Ему нужна пятерка, т.е. надо добиваться идеала.

    А идеал то далеко и не всегда достижим, по крайней мере, в его воображении. А рядом люди, которые с точки зрения “отличника” халтурят, но при этом чувствуют себя уверенно и добиваются успеха.

    Важно

    Какое чувство возникает у “отличника”? Правильно, чаще всего обида и ощущение несправедливости. 

    А жизнь далеко не всегда справедлива, особенно, с точки зрения “отличников”.

     
    Решите, что для вас важнее: всегда добиваться результата даже во вред себе или собственные интересы.

    Научитесь расставлять приоритеты, где на первом месте будут ваши личные интересы.

     Добавьте в ваши действия побольше эгоизма. Без его умеренного количества жизнь не очень привлекательна, как и пища без соли.

     Если синдром отличника контролировать, то он вполне способен не только портить жизнь, но и в чем-то помогать. Вот только полной свободы ему давать нельзя.

    Источник: https://psylife.org/13-chem-grozit-sindromkompleks-otlichnika-i-pochemu-on-voznikaet.html

    Ссылка на основную публикацию