e29516cf

Рекомендации по написанию эссе: требования, правила, примеры

Рекомендации по написанию эссе

Рекомендации по написанию эссе

Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология. Что следует знать при написании эссе?

1. Прежде всего, следует внимательно прочесть инструкцию к выполнению задания

2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений.

3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований.

4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания.

5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль.

Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение.

Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.

6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично.

От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию.

Эта часть работы также займет несколько предложений.

7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических.

Обратите внимание

Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас.

Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.

8. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы.

Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух.

Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной.

10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.

Клише, на­иболее часто используемые в сочинениях-рассуждениях.

Вступление Основная часть Заключение
Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Таким образом,…
Выбор данной темы продик­тован следующими сообра­жениями… Рассмотрим несколько под­ходов… Например,… Подведем общий итог рас­суждению…
Поразительный простор для мысли открывает это корот­кое высказывание… Проиллюстрируем это поло­жение   следующим   приме­ром… Итак,…
 Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…  С одной стороны,… С другой стороны, … (для полимического эссе)  Именно поэтому я не могу согласиться с автором выска­зывания…
 Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться формулой: П – Положение  (утвержде­ние) – Я считаю, что…; О — Объяснение — Потому что…; П – Пример, иллюстрация -Например,…; С – Суждение  (итоговое) -Таким образом,…

Алгоритм написания эссе.

1.    Введение. 

В этой части работы нужно кратко, чётко раскрыть актуальность проблемы, а так же очертить рамки исследования ( освещать проблему целиком или какой-нибудь её аспект)

Или перефразируйте своими словами высказывание. (Смысл высказывания в том, что)

2.    Основная часть 
Выдвигается тезис, который доказывается. Все рассуждения должны либо подтверждать, либо опровергать его. ( тезис это само высказывание) 

Записываются термины, употребляемые в работе. ( лучше их “вклинивать” в свои рассуждения)

Также, можно начать с Я согласен(а)/Я не согласен(а)
 

3.    Работа с тезисом должна быть простроена по схеме: 
1. Высказывается позиция (Я считаю что…) или риторический вопрос ( А не задумывались ли вы над тем…?)  2. Указание причины (потому что…) приводятся факты, возможна ссылка на определение.  3. Аргументация (это можно подтвердить следующими примерами…) 

4. Установление взаимосвязей  (в связи с этим…) 

4.    Вывод – заключительная часть

Содержит краткое изложение мысли, в нём могут содержаться рекомендации по дальнейшему применению высказанных учеником положений, если они имеют характер проекта. 

Внимание! ВЫВОД НЕ ДОЛЖЕН СОВПАДАТЬ С ПРОБЛЕМОЙ.

Источник: https://multiurok.ru/files/riekomiendatsii-po-napisaniiu-essie.html

5.МУ ЭССЕ.docx – Методические рекомендации по написанию эссе

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноВидеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

2016 г.Методические рекомендации по написанию эссе составлены на основе имеющихся материалов в методической и справочной литературе и в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию работ обучающихся.

В них отражена структура, особенности жанра, алгоритм подготовки и написания эссе.Рекомендованы для обучающихся всех специальностей, пишущих в жанре эссе, и преподавателей для организации самостоятельной работы студентов. Составитель: председатель ПЦК Общеобразовательных дисциплин- Г.А. ЯкименкоМетодист отделения ПКРС – С.В.

Осипова

2

Оглавление1. Введение ………………………………………………………………………2. Эссе как литературный жанр…………………………………………..3. Особенности жанра эссе………………………….………………………4. Структура написания эссе……………………….………………………5. Алгоритм написания эссе……………………………….

……………………6. Ссылки на источники……………………..…………………………….7. Требования к оформлению эссе………………………………………..8. Критерии оценивания эссе………………………………………………9. Глоссарий………………………………………………………………..10. Библиография………………………………………………………….

4579111314151617

3

ВведениеПроизошедшие за последние годы в нашей стране и во всем мире экономические и социальные изменения требуют от современного человека нетолько глубоких знаний, но и проявления самостоятельности, инициативности, способности оригинально мыслить, творчески подходить к решению сложных жизненных задач.

Важно

В связи с этим учебно­воспитательный процесс должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – формирование творческой социально­адаптированной языковой личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.

Развитие творческих способностей обучающихся возможно только при условии включения их в самые разнообразные виды творческой деятельности. Эссе как жанр сочинения считается наиболее эффективной формой развития навыков письменного изложения своих мыслей, способствующий развитию творческой свободы обучающихся посредством возможности действовать от «своего собственного лица».

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Для него характерен личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, что позволяет обучающимся выразить субъективную личную оценку предмету рассуждения и возможность творческого, оригинального освещения.

Для написания грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций, которые изложены в данной работе.Методические рекомендации по написаю эссе содержат материал по организации самостоятельной подготовки обучающихся, что поможет сформировать у них общие и профессиональные компетенции.

4

Сущность эссе как краткий жанр проблемного изложения.Большой энциклопедический словарь трактует эссе как «жанр философской, литературно­критической, историко­биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

Эссе обучающегося – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим обучающимся, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основныекатегории анализа, выделять причинно­следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы,включать самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться.

Совет

В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых

5

моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

6

Особенности жанра эссеМожно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:1) Небольшой объем. Каких­либо жестких границ, предъявляемых к объему эссе, не существует. Он, как правило, составляет от трех до семи страниц компьютерного текста.

Например, в Гарвардской школе бизнеса частопишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц печатного текста.2) Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Темаэссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей).

Оно отражает только один вариант, одну мысль, и развивает ее. Это ответ на один вопрос.3) Свободная композиция. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям.

4) Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений.

Хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.5) Склонность к парадоксам. Эссе призвано удивить читателя (слушателя).

Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

7

Обратите внимание

6) Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксовжанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е.

согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.7) Ориентация на разговорную речь.

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

8

Структура написания эссеСтруктура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов, мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.

Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут стать излишними. В жанре эссе необходимо ориентироваться на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):1) Вступление;2) Тезис, аргументы;3) Тезис, аргументы;4) Тезис, аргументы;5) Заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:1) Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора);2) Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы;3) Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа. Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.Структура эссе включает следующие компоненты:1) Титульный лист.

9

2) Введение. Суть и обоснование выбора данной темы состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего рассуждения. 3) Основная часть. Включает теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.

Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность.

Важно

Важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма– содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом.

Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.4) Заключение. Включает обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение,

10

иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Алгоритм написания эссеПроцесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание – планирование – написание – проверка – правка.Внимательно прочтите тему. Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать.

Планирование – это определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными.

Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов.Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможетопределить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.Тема эссе подскажет, где искать нужный материал.

Обычно пользуются библиотекой, Интернет­ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.Мысль – это содержание написанного.

Совет

Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.Внятность – это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

11

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем­то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.Корректность – это стиль написанного.

Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.Обязательно проверьте написанное вами эссе: есть ли логическая связь между параграфами? В едином ли стиле написано эссе? Уберите все лишнее, повествование должно получиться кратким и лаконичным. Не бойтесь переписывать эссе вновь и вновь.

Высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом теоретических источников.

12

Ссылки на источникиЭссе – это миниатюрная научная работа, оно должно соответствовать принятым в научном обществе нормам цитирования.

Все цитаты и пересказы, изложения фрагментов опубликованных и рукописных текстов должны быть отчетливо атрибутированы. Ссылки должны быть указаны в сносках в соответствии с существующими стандартами библиографического описания источников.

Материалы Интернет­ресурсов также являются публикациями и должны быть включены в список литературы.

13

Требования к оформлению эссеЭссе выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Ориентация текста книжная. Текст печатается постранично с одной стороны листа.Предусматриваются следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 25 мм. Оформлять границы в виде рамок не нужно.

Иллюстративный материал (таблицы, диаграммы и т. п.) допускается приводить на бумаге большего формата.Шрифт текста Times New Roman, размер 14. Междустрочный интервал полуторный. Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется.

На титульном листе должна содержаться информация: наименование техникума, название темы, фамилия и инициалы обучающегося, отделение и группа, фамилия и инициалы научного руководителя, город и текущий год.Для сохранения целостности работа должна быть надлежащим образом скреплена.

Работы, листы которых скреплены канцелярской скрепкой или вложены в полиэтиленовый файл, не принимаются.

14

Критерии оценивания эссеКритерийТребования к обучающемусяЗнание и понимание теоретического материала полное и четкое определение рассматриваемых понятий с соответствующими примерами строгое соответствие используемых понятий теме самостоятельность выполнения работыАнализ иоценка информацииПостроение суждений грамотное применение категорий анализа умелое использование приемов сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений способность объяснить альтернативные взгляды на проблему и прийти к логичному заключению; использование различных источников информации обоснованность интерпретирования текстовойинформации с помощью графиков и диаграмм личная оценка проблеме ясность и четкость изложения логичность доказательств сопровождение выдвинутых тезисов грамотной аргументацией соответствие общей формы изложения полученных результатов и их интерпретации жанру эссе

15

Обратите внимание

Оформление работы соответствие работы основным требованиям коформлению эссе соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского языка соблюдение правил русской орфографии и пунктуацииГлоссарийАнализ – операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно­практической деятельности человека.Аналогия – сходство предметов, явлений, процессов, величин в каких­либо свойствах, выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.Аргумент – утверждение (посылка) или группа утверждений, приводимые в подтверждение другого утверждения (заключения): факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых. Ассоциация – отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи. Довод – обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой­либо долей вероятности; факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы), доказательства (прямые, косвенные «от противного», «методом исключения»).Предположение – не подтвержденное никакими доказательствами утверждение.

16

Рассуждение – ряд мыслей, суждений, логических умозаключений на какую­либо тему, изложенные в последовательной форме; формулировка и доказательство мнений.

Сравнение – процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Суждение – форма мышления, в которой что­либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами; фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно? 1. Ванштейн О.

Для чего и для кого писать эссе?/ Литературная учеба, Библиография1985, № 2;2. Карнаух Н.Л. Эссе как жанр школьного сочинения. Методические рекомендации: обучение написанию сочинений разных жанров. М.: АПК и ПРО, 2001;3. Методические рекомендации по написанию эссе. Государственный Университет Высшая Школа Экономики Санкт­Петербургский филиал. – СПб., 2005.

17

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/metodicheskie_rekomendatsii_po_napisaniyu_esse-254055/282619

Методические рекомендации по написанию эссе

Источник: https://poisk-ru.ru/s7622t9.html

Методические рекомендации по написанию эссе для студентов всех специальностей (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННого УНИВЕРСИТЕТа УПРАВЛЕНИЯ

в г. Обнинске

Кафедра управления в экономических и социальных системах

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

Для студентов всех специальностей

заочной формы обучения

Обнинск-2008

Методические рекомендации по написанию эссе / Сост.: М.Г.Ткаченко; ОФ ГУУ. – Обнинск, 2008. – с.

По ряду дисциплин студентам предлагается выполнить контрольное задание в форме эссе . Настоящие методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию эссе студентов.

ОФ ГУУ, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Эссе от французского “essai”, англ. “essay”, “assay” – попытка, проба, очерк; от латинского “exagium” – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень (“Опыты”, 1580 г.). Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Совет

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться.

В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

ПОСТРОЕНИЕ ЭССЕ

Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

СТРУКТУРА ЭССЕ

1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение);

2. Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.

На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,

«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?»,

«Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,

«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

3. Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.

Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность.

Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ.

Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

Обратите внимание

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:

Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание,

часть — целое, постоянство — изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел).

Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков – не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить.

Обратите внимание

Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.

Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

СТРУКТУРА АППАРАТА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация – это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

Важно

Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.

Тезис — это положение (суждение), которое требуется доказать.

Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Аргументы обычно делятся на следующие группы:

1. Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании – законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

2. Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

3. Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

ВИДЫ СВЯЗЕЙ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ

Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной.

Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье.

Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.

Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер.

Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А.

Линкольн – один из самых ярких лидеров в истории Америки.

Аналогия – способ рассуждений, построенный на сравнении.

Совет

Аналогия предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

Причинно-следственная аргументация – аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

Источник: http://MirZnanii.com/a/279816/metodicheskie-rekomendatsii-po-napisaniyu-esse-dlya-studentov-vsekh-spetsialnostey

Ссылка на основную публикацию

Поиск Лекций

Задания к экзамену

По дисциплине «Дошкольная педагогика»

1. Написать эссе (Тема по выбору слушателя)

Тематика эссе

– Каким я вижу взаимодействие ДОУ и семьи?

– Каким я вижу взаимодействие ДОУ и школы?

– Каким я вижу трудовое воспитание детей дошкольного возраста?

– Какой я вижу прогулку в детском саду?

– Каким я вижу обучение детей дошкольного возраста в ДОУ?

– Каким я вижу планирование работы воспитателя в ДОУ?

– Какими я вижу формы общения с детьми дошкольного возраста?

– Каким я вижу эстетическое воспитание детей дошкольного возраста?

Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе от французского “essai”, англ. “essay”, “assay” – попытка, проба, очерк; от латинского “exagium” – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень (“Опыты”, 1580 г.). Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Важно

Эссе слушателя – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и слушателем, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Совет

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться.

В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Тема эссе

Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению.

Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.

Построение эссе

Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Структура эссе.

Титульный лист;

Совет

Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;

На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.

Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность.

Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ.

Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

Обратите внимание

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:

Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое,

Постоянство — изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел).

Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков – не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить.

Обратите внимание

Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.

Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.

Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе

Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация – это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

Важно

Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.

Тезис— это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы:

Важно

Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании – законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Виды связей в доказательстве

Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной.

Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье.

Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.

Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер.

Совет

Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А.

Линкольн – один из самых ярких лидеров в истории Америки.

Аналогия – способ рассуждений, построенный на сравнении.

Аналогия предполагает, что если объекты Л и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

Причинно-следственная аргументация – аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

Требования к фактическим данным и другим источникам

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту.

Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е.

они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа.

Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Как подготовить и написать эссе?

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

Обратите внимание

качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.

Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.

Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.

Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.

Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.

Аргументация – ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.

Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные,«от противного»,«методом исключения») и т.д.

Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал.

Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность.

Важно

Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.

Мысль – это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

Оценивание эссе

Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:

Критерий Требования к студенту Максимальное количество баллов
Знание и понимание теоретического материала – определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры – используемые понятия строго соответствуют теме; – самостоятельность выполнения работы. 1 балла
Анализ и оценка информации – грамотно применяет категории анализа; – умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; – способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; – диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); – обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; – дает личную оценку проблеме; 2 балла
Построение суждений – ясность и четкость изложения; – логика структурирования доказательств – выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; – приводятся различные точки зрения и их личная оценка. – общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи. 1 балла  
Оформление работы – соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; – оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; – соответствие формальным – работа отвечает основным требованиям к оформлению 1 балл  

Структура оценки

Рекомендуемые страницы: